Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Обществу всегда требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
В системе современного дошкольного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Задача любой образовательной организации – сформировать творческую и способную личность субъекта. Решение подобных проблем начинается с дошкольного возраста.
Наиболее эффективным средством для решения этой проблемы является художественная или изобразительная деятельность детей. Можно с уверенностью сказать, что рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия ребёнка, поскольку связано это с самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Занятия изобразительной деятельностью, в том числе, с использованием нетрадиционных техник, способствуют развитию творческих способностей дошкольников, их воображения, наблюдательности, художественного мышления и воображения.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования: процесс использования нетрадиционных техник рисования в ДОУ.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования при развитии творческого воображения у старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия творческие способности старших дошкольников.
2. Изучить формы и способы нетрадиционных техник рисования в дошкольной образовательной организации.
3. Описать организационно-педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
4. Предложить методические рекомендации по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования
1.1. Анализ понятия творческие способности старших дошкольников
Под творческими способностями понимают такие способности, при которых субъект понимает, принимает и создаёт принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Эти образы и идеи могут представлять определенную ценность и могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности [19].
Чтобы развивались творческие способности субъекта, необходимо иметь богатое творческое воображение. Такой тип воображения называют воссоздающим и связывают его с творческим мышлением и творческими способностями субъекта. Под воображением понимают способность субъекта создавать новые образы, и преобразовывать их. Психологи говорят о воображении как о высшей психической функции. Они сравнивают его с такими функциями как внимание, память, восприятие, мышление и др. Воображение – это такая способность субъекта, которая необходима для развития у субъекта логического мышления и понимания разных абстракций. Благодаря творческому воображению человек способен проектировать, находить нестандартные решения, фантазировать и др.
Психологи говорят, что среди детей нет неспособных. Каждый ребёнок по-своему способен и способности каждого человека позволяют ему выполнять, какую – либо продуктивную деятельность. Способность можно рассматривать на основе трёх признаков.
1. Способности являются индивидуально – психологическими. Это зависит от личностных свойств и качеств человека, специфике его памяти, мышления, восприятия и др.
2. Успешность выполнения, какой – либо продуктивной, или творческой деятельности. Каждому педагогу хотелось бы, чтобы дети выполняли какие – либо действия на творческом уровне. Но прежде чем работать творчески, ребёнок должен научиться выполнять репродуктивные и продуктивные действия.
3. Индивидуальность субъекта. От этого зависит быстрота приобретения соответствующих компетенций субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально- философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 16.01.2024).
3. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 16.01.2024).
4. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 16.01.2024).
5. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
6. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2017. – 68 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
12. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18.
13. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М.: Альтекс, 2016. – 346 с.
14. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 112 с.
15. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 16.01.2024).